Светлана Хромченко
Старший научный сотрудник
Музея искусства народов Востока
…У него был особый, словно бы вне традиций, почерк. По нескольким сохранившимся рисункам учебного, академического характера видно великолепное владение формой. Но в дальнейшем, он уходил от жизнеподобия, стремясь к музыкальным созвучиям цвета и формы, к метафоричности образов, к непредсказуемому и драматичному борению тьмы со светом, который в его работах одновременно является и цветом.
Композиции картин то ясны, прозрачны, пространственно обозримы, то волнуют романтической недосказанностью проявляющихся в темноте форм и силуэтов.
В его картинах чувствуется некий французский шарм. Угадывается любовь к Пикассо, фовистам и особенно Матиссу. Творчество последнего было тем мостиком между Западом и Востоком, по которому двигался Ихмальян, но навстречу, с восточной стороны. Однако не только миниатюра с дивными соцветиями красок, декоративностью и условностью художественного языка, но и культура Дальнего Востока отголосками вошли в его искусство.
В Китае турецкий художник изучал технику живописи тушью и под впечатлением от работ современных китайских мастеров в собственной живописи неоднократно прибегал к артистичному росчерку кисти, напитанной уже не тушью, а масляной краской, не только формообразующему, но и передающему энергию и «ритм биения сердца» художника. При этом фигуры, обрисованные замкнутой линией, становились некими подобиями иероглифов, знаками скорби, раздумья, милосердия. От Дальнего Востока, вероятно, идет и любовь к тонким монохромным решениям, нежной светотени, лаконизму средств и «пустому» пространству, а также эстетизация непредсказуемых эффектов смешения и наложения красочных слоев.
Концентрированность на работе позволяла ему добиваться той легкости, которую он более всего ценил в искусстве.
Какими бы художественными приемами он ни пользовался, к каким бы сюжетам не обращался, он стремился, чтобы произведение искусства отражало глубокое чувство или сильное потрясение, "стирало ржавчину с глаз", потому что большинство из нас, перефразируя его же стихотворные строки,
"Смотрят, не видя.
Любят, не чувствуя.
Живут, не зная;
Умрут – настанет день:
не увидят, не услышат, не узнают".
Журнал "Д И" №2 2006
"Мастера нет, лишь мир его…"